Главная

Порядок обжалования

Порядок обжалования муниципальных нормативных правовых актов и иных решений, принятых органом местного самоуправления муниципального образования Сакмарский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области.

I. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает судебный порядок обжалования нормативных правовых актов органа местного самоуправления.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 Заявление об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления муниципального образования Сакмарский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области (далее – заявление об оспаривании нормативного правового акта) или его части подается в Сакмарский районный суд.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть исковое заявление должно быть подано в суд в письменной форме, в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должны быть указаны:


наименование суда, в который подается заявление;


наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;


наименование органа местного самоуправления, являющегося ответчиком, его место нахождения;


в чем заключается нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;


обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;


перечень прилагаемых к заявлению документов.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт; копия самого заявления; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.

II. Законодательством Российской Федерации предусмотрены судебный и досудебный порядок рассмотрения заявлений граждан, организаций об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления. Таким образом, заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в органы прокуратуры.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявления по делам данной категории подаются в районный суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) органа местного самоуправления решение, действие (бездействие) которых оспариваются. При этом необходимо иметь в виду, что частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена альтернативная подсудность для заявителей-граждан. Эти лица вправе по своему усмотрению подать заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления в суд по месту своего жительства.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории. Таким образом, в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).

К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления необходимо приобщать копию заявления; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя; сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия.

III. В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органа местного самоуправления решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме.

В заявлении должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

наименование органа, который принял оспариваемый акт, решение, совершил оспариваемые действия (бездействие);

название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;

перечень прилагаемых документов.

К заявлению должны прилагаться текст оспариваемого акта, решения и документы:


уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;


документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.